Структура Нового (Французского) Устава

Вторая половина восемнадцатого века стала в континентальной Европе временем активного формирования так называемых «высших» масонских степеней, большинство из которых стали развитием оформившейся на несколько десятилетий ранее степени Мастера Каменщика, в особенности тех ее частей, которые в Великобритании легли в основу системы Царственного Свода или Королевской Арки. При этом уже начиная с тридцатых годов стали делаться попытки использовать в качестве расширения традиционной «строительной» тематики символику рыцарства. Одним из самых ярких примеров подобных попыток стала и поныне широко известная речь кавалера Рамсе.

 

К концу семидесятых годов, после того, как к масонству присоединились некоторые общества розенкрейцерской (или псевдо-розенкрейцерской) направленности, деятельность рыцарских степеней в масонстве сосредоточилась в так называемых капитулах «Розы и Креста», имевших ярко выраженную христианскую направленность и переосмыслявших с этой точки зрения все остальные масонские степени. Эти капитулы постепенно вытеснили с позиции «вершины» символического посвящения более ранние капитулы «Рыцарей Востока».

 

При этом система из нескольких сотен «высших степеней», существовавших в то время была достаточно слабо упорядочена, и попытки организовать из в иерархии (самой известной из которых был «Устав Совершенствования» из 25 степеней), оставались достаточно маргинальными. При том, что центром формирования этой системы была Франция, обычно принадлежащие к ней степени называют «Шотландскими», по названию степени «Шотландца», ставшей началом ее развития, но в Шотландии никогда не практиковавшейся. Любопытно к примеру, что в англоязычных источниках того времени эта степень упоминалась во французском, а не в английском названии, то есть Ecossais, а не Scotish.

 

Развитие этого конгломерата степеней было достаточно анархично. Только в самом конце XVIII века трем независимым друг от друга группам Братьев удалось создать системы, оказавшиеся достаточно жизнеспособными, чтобы привлечь достаточное количество участников к своему развитию. Эти три системы, имеющие общие ритуальные и исторические корни, известны в наше время как Французский или Новый Устав, Древний и Принятый Шотландский Устав и Устав Мемфис-Мисраим.

 

Из этих трех систем только Новый Устав сохранил в достаточно чистом виде основные темы ритуалов дополнительных степеней, практиковавшихся в середине и конце XVIII века. Единственным относительным нововведением стало в нем развитие символических тем в пятом ордене, изначально существовавшим исключительно как административная и академическая структура, не дающая никаких дополнительных символических посвящений.

 

При этом ДПШУ уже на стадии своего формирования включил в себя как одну из опорных точек неотемплиерскую тематику, которая была отвергнута большинством Лож континентальной Европы, но которая показалась группе Братьев, формировавших этот устав, достаточно интересной, чтобы занять место темы Розы и Креста как вершины символического посвящения. Это нововведение было связано еще и с тем, что степень Рыцарей-Святителей (Кадош) стала, после введения туда темплиерской тематики, достаточно «революционной», что соответствовало духу времени больше, чем гораздо более традиционное здание Розы и Креста, базирующееся на самосовершенствовании в духе иудео-христианских ценностей. Добавленные между 1790 и 1801 годом «административные» степени окончательно оформили экспансивный характер этого Устава, прекрасно вписавшийся в конъюнктуру американской Независимости и французской Революции.

 

В течении XIX и начала XX века в ДПШУ появились многочисленные изменения и нововведения, в частности кабалистические и алхимические ритуальные элементы, чуждые изначальному масонству. В относительно чистом виде изначальная система сохранилась в английской системе Розы и Креста, в особенности в стоящей несколько особняком Бристольской семиградусной системе. Эта группа послушаний, хотя формально и входит в систему ДПШУ, присоединилась к ней достаточно поздно и по прежнему рассматривается в основном как система «Розы и Креста», символически достаточно близкая к Новому Уставу, с которым по меньшей мере Бристольская система была тесно связана в начале XIXвека.

 

Надо отметить, что в последние десять лет эти нововведения стали постепенно исключаться из ритуалов ДПШУ, в частности кабалистические там частично заменяются ссылками на эзотерику книги Еноха, что гораздо больше соответствует духу конституций Андерсона, по крайней мере в их редакции 1738 года.

 

Что же касается Устава Мемфис-Мисраим, то в том, что касается первых 33 градусов, изначально этот устав практически полностью соответствовал ранним версиям ДПШУ, с внесением небольшого суперстрата египетской и псевдоегипетской тематики. Ввиду того, что реальная расшифровка иероглифов началась несколько позже появления первых версий этого устава, египетская тема была введена в него через призму классических «греко-римских» и в частности герметических представлений. При этом интересно отметить, что символические степени этого Устава сохранили в отличие от ДПШУ исходную версию распределения символов масонства Moderns, так же как Новый и Исправленный Шотландский Уставы.

 

Серьезное отличие этого Устава от других состояло как раз в степенях с 34 по 89, которые практически формировали внутри масонства гностическую церковь. Устав многократно реформировался. В частности в начале XX века линейка из 99 градусов была «сжата» до 33, в результате чего многие «промежуточные» градусы просто исчезли из системы. Следы этого «сжатия» мы видим в современной системе Амбелена – Сери, где, к примеру четвертый градус соответствует пятому градусу ДПШУ с незначительными добавлениями из четвертого.

 

В современной системе Мемфиса-Мисраима, по крайней мере в его «амбеленовской» версии, была сделана попытка создания некой «универсальной» системы, включающей в себя одновременно и классическую «Шотландскую» тематику, близкую к современным ритуалам Нового Устава, и некоторые алхимические и социальные элементы, свойственные ДПШУ, и даже чисто христианские рыцарские направления из Исправленного Шотландского Устава. При этом над Уставом была восстановлена «гностическая» надстройка, которая собственно и определяет его оригинальность в «Шотландском» семействе Уставов.

 

Возвращаясь к Новому Уставу, можно сказать, что при всей его близости двум другим ветвям «Экоссизма», то есть «Шотландской» системы, он сохранил самобытность за счет максимально консервативной политики в том, что касается буквы и духа основных тем, над которыми работало континентальное масонство в середине и во второй половине XVIII века.

 

Устав организован как система из семи символических степеней, образующих единую логическую последовательность.

 

Первые три степени, в духе изначального английского масонства, дают возможность каменщикам максимально полно раскрыть «строительную» составляющую символизма, восходящую к «оперативным» Ложам. Темы долга, справедливости и коллективного управления работами не выводятся за пределы символических степеней. Степень Мастера в Новом Уставе соответствует скорее «полному мастерству» в ДПШУ – то есть градусам с 3 по 8, с некоторыми намеками также и на темы, развитые в стоящем особняком 12 градусе.

 

Дальнейшее совершенствование идет уже в четырех «орденах Мудрости», каждый из которых объединяет тематику нескольких «градусов», созданных вокруг одной из основных тем масонских работ, выделенных в классической «Шотландской» системе.

 

Первый орден, рассказывает о наказании тех, по чьей вине были прерваны работы над Храмом и об отношении мести и правосудия. Подход Нового Устава к этой теме сильно отличается от интерпретации тех же событий в 9-11 градусах ДПШУ, но при этом не противоречит им, а скорее дополняет, явно выделяя «пророческую» тему во всей канве описываемых событий.

 

Вся полнота посвящения «древнего Мастерства» раскрывается во втором ордене, рассказывающем о поиске, обретении и сохранении изначального Слова. По содержанию посвящения этот орден близок к темам Королевской Арки. Ранние версии 13 и 14 градусов ДПШУ также практически идентичны части ритуала второго ордена.

 

Пост Досточтимого Ложи всегда требовал от работников масонских мастерских определенной квалификации. Для того, чтобы донести смысл работы на этом посту и помочь Мастерам в осознании ответственности, которую несет с собой управление Ложей, существовало достаточно сложное посвящение, сильно упрощенный вариант которого мы видим в так называемой «тайной церемонии» инсталляции Досточтимых. Темы, связанные с руководством масонскими работами и относящееся к этому рыцарское посвящение, легли в основу третьего ордена Нового Устава, долгое время являвшегося вершиной масонского посвящения.

 

При том, что масонское посвящение основывается на общих для всех религий Книги библейских сюжетах, символическое посвящение, выросшее в европейской культуре, не может обойтись без символических тем, относящихся к христианству. Червертый орден, высший в символическом посвящении Устава, дает новый взгляд на первые шесть степеней Устава с точки зрения христанской эзотерики. В большинстве стран не-христиане также могут быть приняты в этот орден, но только при условии уважительного отношения к христианству и философской возможности принятия понятий Искупления и Троицы.

 

Невозможно дать строгие соответствия между степенями Нового и других Шотландских уставов, их тематики и подход слишком различаются, дополняя друг друга. Тем не менее, выделяя основные темы ритуалов, можно дать приблизительную схему соответствий степеней, градусов и орденов, приведенную в следующей таблице:

Высшие степени
Высшие степени

Структура управления символическими орденами в Новом уставе выделена в отдельный, пятый, орден, который имеет два уровня посвящения и свою отдельную символику.

 

К «внешнему» кругу пятого ордена относятся руководители мастерских («Весьма Мудрые») и Великие Офицеры, обеспечивающие повседневное управление Уставом. Символика этого уровня посвящения близка к исходной версии степени «Рыцарей Кадош» в том виде, в котором она существовала до внесения в нее «темплиерской» тематики.

 

Общее управление Уставом осуществляет президиум Верховного Совета, состоящий из трех палат. Палата Юстиции занимается разрешением возможных конфликтов между Братьями Устава и решением административных споров, касающихся регламента.

 

Палата Администрации занимается общим управлением Уставом и является в нем высшим исполнительным органом. Эта палата возглавляется непосредственно Верховным Командором.

 

Палата Степеней следит за целостностью Устава и является хранительницей его традиций и обычаев. Все члены этой палаты имеют звания Командоров, и Верховный Командор Устава избирается исключительно среди членов этой палаты.

 

Все члены палат Администрации и Степеней (кроме избранных Ассессоров) принадлежат в внутреннему кругу пятого ордена, символическое содержание которого не разглашается.

 

Общая схема администрации устава приведена в приложении.

 

В заключении можно сказать, что Новый Устав является одной из интереснейших систем «Шотландской» системы, прекрасно дополняющей две других основных ее ветви. Этот путь открыт для всех Братьев, ищущих совершенствования в русле исходных традиций Масонства. Как и другие части нашей общей традиции, он дает помощь и поддержку на непростом пути к свету, который каждый из нас должен пройти по-своему, с помощью и поддержкой всех звеньев нашей всемирной братской цепи.